Меню

Почему плохие товары вытесняют хорошие?

Рынок товаров, подержанных автомобилей иллюстрирует эту проблему: «лимоны» в американском сленге относятся к автомобилям с дефектами, обнаруженными только после покупки.
Рынок лимонов
Если один продавец продаёт машину в идеальном состоянии за 5 000 $, а другой такую же, но убитую за 3 000 $, то покупатель сидящий на сайте "Колёса" будет считать, что средняя цена для продажи машины = 4 000$.

Третий продавец, у которого ещё более убитая машина и красная цена которой 2 000 $, зайдёт на сайт, приценится и поставит определенную цену товару равную 3 500 $.

Покупатель созвонится со всеми подряд, поторгуется, и чаще всего купит одну из более-менее убитых машин.

Продавцы хороших машин остаются вне сделок, поскольку ставить среднерыночную цену для них = работать в минус. Они потихоньку уходят с рынка, который заполняют плохие машины.

За нахождение этой закономерности в 2001 году Спенс, Стиглиц и Акерлоф получили нобелевскую премию.

Феномен лежащий в основе закономерности - то что продавец знает больше чем покупатель (асимметрия информации) и когда покупатель все узнает, то уже поздно.
Речь идёт о сложных товарах, о которых трудно судить заранее. Кроме машин это относиться ещё и к программным продуктам, страховкам и к бизнесам выставленным на продажу. Компании, которые планируется к продаже могут годами накручивать товарооборот с маржинальностю близкой к нулю, поскольку покупатели привыкли оценивать покупаемый ими бизнес именно по обороту часто игнорируя другие показатели бизнеса.

Основано на публикации Джорджа Акерлофа "Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм".
Made on
Tilda