Меню

Цифровые «БИЗНЕС-ФИЗИОЛОГИ»

Интервью с Угай Игорем, партнером по консалтингу Grant Thornton, о цифровизации в консервативном финансовом секторе для издания Forbes.
– Игорь, Grant Thornton – это ведь в первую очередь аудиторская компания? Как появилась потребность предоставлять IT-консалтинг?
– Наш основной доход действительно долгое время формировал аудит, но все меняется. Стремительное развитие IT перевело конкуренцию в новую плоскость. Теперь успешная компания – это компания с приставкой IT: IT-банк, IT-логистика, IT-медицина. Grant Thornton активно продвигает услуги, связанные с IT. В марте этого года мы проводили глобальный опрос CFO. Оказалось, что значительное количество CFO уже внедряют у себя такие технологии, как продвинутая аналитика (38%) и машинное обучение (30%). Самая важная компетенция, которую CFO хотели бы у себя развить, – продвинутый анализ данных: 55% респондентов. И мы предлагаем данную услугу.

– Что такое продвинутый анализ данных? Это BI?
– Да, в основном это BI.

– Не могли бы вы рассказать, что такое BI для вас, и объяснить, чем отличаются ваши BI-решения?
– BI – это системы поддержки принятия решений. Можно сравнить их с трекерами физической активности от Apple, Samsung, Garmin, то есть BI – это такой трекер бизнес-активности. Но для того, чтобы достигать спортивных результатов, недостаточно повесить на руку фитнес-трекер. Как для спортсмена нужен спортивный физиолог, который сумеет интерпретировать показатели, выявить особенности организма, составить тренировочный план и повести по нему спортсмена, так и бизнесу, у которого есть «спортивные» амбиции, для их реализации нужен квалифицированный консалтинг. При этом, чтобы система BI работала полноценно, мы можем помочь с data engineering, то есть с правильным построением потоков данных, питающих BI.

– Получается, что вас можно назвать бизнес-физиологами или, лучше, бизнес-медиками?
– Как вам угодно (смеется). Но скорее это бизнес-математика. Бизнесу нужна в целом несложная математика: считать доходы против расходов, в разном виде.

– Вы сравнили BI-инструменты с фитнес-трекерами. Давайте продолжим это сравнение. Настолько ли разнообразен рынок BI-технологий, как и трекеров? Какие на этом рынке тренды?
– Рынок BI не менее разнообразен. Тренд в IT-индустрии – переход в облака. Вы об этом недавно писали в контексте приобретения AlmaCloud компанией Uchet.kz. При этом инструменты BI являются трендспоттерами, законодателями инфраструктурных изменений. Компания Alphabet, имея мощную платформу Google Cloud Platform с базовым BI-инструментом на борту, тем не менее приобрела в этом месяце еще один облачный BI-сервис Looker за $2,6 млрд, восполнив недостающий функционал. Сразу же вслед за этой сделкой произошло другое знаковое слияние – многолетний лидер BI-рынка Tableau был приобретен за $15,7 млрд компанией Salesforce. Теперь у Tableau появилась финансовая подпитка для создания собственной PaaS. Сделки слияний и поглощений всегда непростые, особенно в IT, поскольку это не столько слияние кодовой базы, сколько притирка людей, корпоративной культуры. Текущий лидер BI-сегмента Microsoft в начале этого года развернули в облаке свой ETL-инструмент Power BI DataFlow, который вместе с облачной платформой Azure и пакетом офисных программ составляет мощный набор технологий.

– Каким BI пользуетесь вы и почему?
– На развитых рынках, где более зрелое IT, используется множество решений для BI, в соответствии с потребностями и уровнем подготовленности потребителя. В Казахстане, как и в странах СНГ, другая ситуация. Для нашего рынка сама концепция BI довольно нова. Самым распространенным BI-инструментом до недавнего времени был Excel, поскольку более продвинутые BI-решения требовали серьезных ресурсов, как человеческих, так и денежных. Ситуация изменилась с появлением Power BI в 2015 году. Он демократичен по стоимости, в него «зашит» широкий арсенал, вплоть до data science, а для тех, кто хорошо знаком с Excel, – приемлемый порог входа, поскольку основные технологии Power BI сначала были апробированы на Excel. В 2019 году этот инструмент признан компанией Gartner как лидер по полноте понимания потребностей рынка и доступности использования. Поэтому мы в Казахстане используем Microsoft Power BI как внутри своей компании, так и для наших клиентов.

– Кроме BI где еще в IT вы можете быть полезны для наших читателей?
– Следующий, более сложный уровень после внедрения business intelligence – это внедрение технологии data science, у которой много областей применения. Сфера нашего профессионального интереса – это, например, снижение издержек на производстве или улучшение коммерческой аналитики. Мы считаем, что для наших реалий это одна из насущных прикладных сфер. Представим, что вы выпускаете мороженое и продаете его за 100 тенге, себестоимость – 40 тенге, чистый доход – 10 тенге. Снижая себестоимость всего на 10%, можно добиться увеличения чистой прибыли в 1,4 раза. Для этих целей мы не ограничиваем себя только data science, но используем и другие знания. Более тесное сотрудничество с IT поможет собственнику, руководителю или финансовому директору переосмыслить свой бизнес, увидеть совершенно другую картинку. Кроме того, в новую эпоху низкой маржи и высокой конкуренции только тесное сотрудничество с IT поможет бизнесу выжить.

Другие результаты глобального опроса CFO в 2019 году по адресу:
www.grantthornton.com/CFOSURVEY2019
Made on
Tilda